Портрет жены / Portrait of the Artist's Wife

Борис Лео. Портрет жены. Журнал «Крокодил» №29, 1957. С. 8
Boris Leo. Portrait of the Wife. "Crocodile" Magazine #29, 1957. P. 8 ( " — Pure genius! But it seems to me that I look a bit older here...")
Анри Матисс. Женщина в шляпе. 1905
Henri Matisse. Woman with a Hat. 1905

Анри Матисс показал «Женщину в шляпе» на Салоне 1905 года. Как и предыдущие работы художника, портрет жены вызывал как насмешки зрителей, так и серьезную критику со стороны представителей других направлений. Хиллари Сперлинг, биограф Амели Парейр-Матисс, считает, что картина «кроме прочего, еще и портрет смелости, воли Амели и ее страстной, непререкаемой веры в талант художника». Карикатурист Борис Лео выбрал объектом сатиры семейную пару, чем-то похожую на чету Матиссов: здесь жена полностью поддерживает мужа в (читать далее..)

Анри Матисс показал «Женщину в шляпе» на Салоне 1905 года. Как и предыдущие работы художника, портрет жены вызывал как насмешки зрителей, так и серьезную критику со стороны представителей других направлений. Хиллари Сперлинг, биограф Амели Парейр-Матисс, считает, что картина «кроме прочего, еще и портрет смелости, воли Амели и ее страстной, непререкаемой веры в талант художника». Карикатурист Борис Лео выбрал объектом сатиры семейную пару, чем-то похожую на чету Матиссов: здесь жена полностью поддерживает мужа в его (странных, антисоветских) экспериментах и позволяет себе только одно замечание, комичное именно потому, что портрет не реалистический. В рисунке Лео можно усмотреть и насмешку над оттепельными интеллектуалами и «умниками» вообще — оба персонажа носят очки. (О «Женщине в шляпе» читайте замечательное эссе Т. Д. Кларка — на английском).

"Woman with a Hat" was first exhibited in the Salon of 1905. Like Matisse's previous showings there, this portrait of the artist's wife drew laughter from the observers, as well as some serious criticism from artists of different persuasions. For Hillary Spurling, Amelie Matisse's biographer, this painting was "among other things a portrait of Amelie's courage, her will and her passionate, exacting faith in the painter". Cartoonist Boris Leo treats the family situation not unlike that of the Matisses as a joke about realism: here the wife gives unconditional support to the husband's strange (anti-Soviet) experiments. Her remark is funny because the painting is not a realistic depiction of the woman. Leo's cartoon may probably be also ironic towards young thaw intellectuals and "clever guys" — both wife and husband wear glasses. (T. J. Clark has a wonderful and exhaustive essay on Matisse's painting).