Ключ от картины / Keys to the painting

Хуго Хийбус. Без названия. 1970-е
Hugo Hiibus. Untitled. 1970s
Пьеро Мандзони. Милан и мифология. Доска, масло. 1956
Piero Manzoni. Milano et mitologia. Oil on board. 1956

Картина как «закрытое произведение», к которому надо подобрать интеллектуальные ключи — довольно распространенный троп позднего модернизма. Плоскость полотна понимается здесь как личное пространство художника, и допуск осуществляется только для компетентных знатоков. И эстонский карикатурист Хуго Хийбус, и известейший представитель послевоенного итальянского модернизма Пьеро Мандзони относятся к модернистской закрытости с иронией. Хийбус превращает картину в реди-мейд, буквально закрытый от зрителя. (читать далее..)

Картина как «закрытое произведение», к которому надо подобрать интеллектуальные ключи — довольно распространенный троп позднего модернизма. Плоскость полотна понимается здесь как личное пространство художника, и допуск осуществляется только для компетентных знатоков. И эстонский карикатурист Хуго Хийбус, и известейший представитель послевоенного итальянского модернизма Пьеро Мандзони относятся к модернистской закрытости с иронией. Хийбус превращает картину в реди-мейд, буквально закрытый от зрителя. Мандзони показывает несоответствие между замочными скважинами и попытками интерпретации (ключами), настаивая на образе картины как тавтологии, куска реальности, не нуждающегося в посредниках. 

Painting as a «closed system» that opens when the intellectual keys are right is a staple of Late Modernist thinking on art. The artwork's surface is likened to a private space of the artist, and only the competent connossieurs are let inside. Both Hugo Hiibus, a cartoonist from Soviet Estonia, and Piero Mandzoni, leader of Italian Post-War art, are being ironic towards this Modernist «door». Hiibus turns the painting into a ready-made that is literally closed off for the viewer. Mandzoni shows a rift between keyholes and interpretations (keys), stressing the picture's tautology as a piece of reality that needs no further mediation.