О выставке

Смех публики над искусством, изначально созданным как серьезное высказывание, — феномен, впервые возникший на Западе в эпоху импрессионизма. До России его раскаты докатились на рубеже веков: тогда на выставках объединения «Мир искусства» культурная публика веселилась над полотнами Михаила Врубеля. Новые объекты насмешек предоставил русский авангард: и в залах, и на диспутов с участием художников и теоретиков царили смех, оскорбления, смешные оскорбления и оскорбительные смешки. Эпатаж как таковой — то есть, целенаправленная провокация скандала и острой реакции на искусство — был осознанной стратегией лишь для небольшой части авангардистов. Выставка  «Ослиный хвост», собранная художником Михаилом Ларионовым, отсылала к мистификации французского поэта, выставившего абстрактные холсты, а затем раскрывшего их «животное происхождение». Оказывается, полотна были отчасти написаны хвостом обыкновенного осла. Для большинства авангардистов, однако, их поиски были серьезной задачей, запечатлением духа времени и особенностей восприятия современного человека, его/ее оптики и психики.

Выставка  «Смех в зале» посвящена столкновению нескольких подходов к абстракции и смеху. Хронологически она располагается на отрезке с 1950-х годов по наше время. Вторая половина пятидесятых была переломным моментом для российской истории. С развенчанием  «культа личности» и либерализмом  «оттепели» перед советскими людьми открылась панорама западной жизни и искусства благодаря участию СССР в Венецианской биеннале (с 1956 года), Всемирных выставках (с 1957 года), выставкам культуры и промышленности Франции и США в Москве (1961 и 1959), Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (1957). Абстрактное искусство, вновь вошедшее в моду после Второй Мировой войны, стало объектом насмешек для советских карикатуристов, по приказу партийных органов боровшихся с «тлетворным влиянием Запада». Тема развернулась еще шире после выставки к 30-летию Московского отделения Союза советских художников в Манеже (декабрь 1962 года), где Первый секретарь ЦК Никита Хрущев в резких выражениях осудил художников-абстракционистов и формалистов. Подборка карикатур той эпохи станет основой выставки, погружением в контекст и вариации анти-модернистского юмора. 

Критика слева была официальной в СССР, но авангард в 196070-е годы осмеивали и на Западе. Подборка карикатур из западных изданий левого направления на элитистскую с классовой точки зрения позицию буржуазных и богатых любителей авангардного искусства дополнит советскую карикатуру. Чтобы сбалансировать нападки отточенных перьев, в экспозицию вводятся работы, похожие на те выдуманные вещи, которые вышучивают карикатуристы — картины Ольги Потаповой, Игоря Вулоха, Льва Кропивницкого и других шестидесятников из собрания Михаила Алшибая, ранняя скульптура Бориса Орлова. Кроме того, мы покажем образцы пост-модернистского использования карикатуры как материала для искусства (Юрий Альберт). Наконец, уже в наши дни возникает новая изо-публицистическая критика современного искусства слева — в работах графиков Виктории Ломаско и Владислава Кручинского. Проблематика реализма и абстракции, смеха, всегда укорененного в социальных и политических обстоятельствах того, кто смеется, и беспредметности как мечты о бесклассовом обществе и общем для всех языке, метафорически проявится в работах Ростана Тавасиева и Валерия Чтака.

СМЕХ В ЗАЛЕ
20.10.2015—31.01.2016
Галерея «На Шаболовке»

Объединение «Выставочные залы «Москвы»
Директор Елизавета Фокина

Экспозиционно-выставочный отдел
Наталья Зюмченко
Маргарита Година
Григорий Бусурин
 
Галерея «На Шаболовке»
Арт-директор Лариса Гринберг
 
Художники

Юрий Альберт
Армен Бугаян
Игорь Ворошилов
Игорь Вулох
Егор Кошелев
Лев Кропивницкий
Владислав Кручинский
Виктория Ломаско
Лидия Мастеркова
Евгений Михнов-Войтенко
Борис Орлов
Наталия Пархоменко
Александра Паперно
Ольга Потапова
Юло Соостер
Ростан Тавасиев
Валерий Чтак
Группировка ЗИП

Куратор выставки
Валентин Дьяконов

Ассистент куратора
Наталия Царева

Дизайнер
Инджила Самад Али

Программист
Андрей Андросов
 
PR
Ольга Базуева
 
Редактор 
Евгения Мелемина
 
Перевод на английский
Нурангиз Ходжарова
 
Координаторы
Мария Ваколюк
Евгения Хает
 
Организаторы выставки благодарят за оказанную помощь в организации выставки, предоставление экспонатов и прав на воспроизведение изображений:

Михаила Алшибая
Музей «Другое искусство» РГГУ и лично Юлию Лебедеву
Галерею «Риджина» и лично Михаила Овчаренко и Юрия Дудку
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина и лично Владимира Смирнова, Валерию Коваленко и Анну Зыкину
Paperworks Gallery и лично Евгения Митту

Газету «Культура» и лично Елену Ямпольскую
Газету «Правда» и лично Тамару Смирнову 
Журнал «Искусство» и лично Михаила Лазарева и Алину Стрельцову
Издательство «Галарт» и лично Алексея Могучева
Проект «История глазами Крокодила. ХХ век» и лично Александру Ливергант и Юрия Кацмана

а также Александра Альберта, Анну Гершович, Марию Орлову и Елену Юдину